Несчастный юрист

Стала доступна запись моего выступления “Юрист топ-менеджер в консалтинге и инхаусе: 10 отличий и 10 заповедей счастливого юриста” , которое состоялось 14 мая 2018 на IX Международном Молодежном Юридическом Форуме.

(Скачать аудио и скачать презентацию)

За последние полтора года я много времени посвятил тому, чтобы выявить основные проблемы, “боли” и источники стресса юристов в различных организациях и систематизировать их. Например, осенью прошлого года мы с Дмитрием Бедриным и Екатериной Грибковой при поддержке LegalInsight провели опрос среди юристов относительно удовлетворённости своей профессией и работой. 

Поскольку я ранее не публиковал результаты исследования полностью, публикую их сейчас.

************

Главные источники стресса в профессии юриста

Юрий Зачек, Дмитрий Бедрин, Екатерина Грибкова

Исследования об удовлетворенности юристов своей работой являются обычной практикой за рубежом и проводятся уже на протяжении многих лет (например, ежегодные опросы юристов AmLaw 200 Associates Survey; Law360’s Lawyer Satisfaction Survey; Chambers Lawyer Happiness Survey; ABA Career Satisfaction Among Young Lawyers и другие). В России составляются узкоспециализированные обзоры (например, обзор зарплат юристов разного уровня), однако отсутствуют более масштабные, всесторонние исследования. Следуя мировой практике, мы решили провести опрос и выяснить уровень удовлетворенности юристов в России.

Участие в опросе приняли более 100 юристов, работающих в статусе юрисконсультов (инхаус), в юридических фирмах (ILF, RuLF) и частнопрактикующие юристы. Юристам было предложено ответить на 23 вопроса, включающих такие темы, как взаимоотношения с руководителями и партнерами, уровень загрузки работой, отношение к рутинной работе, балансу работы и личной жизни, открытость менеджмента к обсуждению карьерных перспектив, отношение к удаленной работе и альтернативным формам занятости, уровень оплаты труда, а также настроения юристов насчет продолжения своей карьеры в компании. Опрос проводился анонимно. 

Наиболее активными оказались юристы со стажем более десяти лет – почти 60% от опрошенных. С одной стороны, это показывает, что со временем юристы не теряют своей социальной активности, интересуются опросами и готовы уделять время личному росту и развитию. С другой стороны, это тревожный знак, указывающий на то, что у более молодых юристов попросту нет времени заниматься собой, и с годами профессия не приносит больше радости и покоя, а уровень стресса лишь повышается (как будет видно из результатов опроса). 

Почти 53% юристов тратят не меньше половины своего времени на рутинную работу, которую юристы определяют как работу с шаблонными документами и административную работу (сканирование документов, оплата пошлин, биллинг, итд). Представляется, что подобная трата времени юристов является весьма расточительной, и только снижение процента подобной рутинной работы, в том числе с помощью внедрения новых компьютерных технологий и специализированного программного обеспечения, может существенно улучшить качество жизни юристов.

Кроме того, 20% респондентов отмечают высокий уровень административной работы из-за неправильной организации труда. Такие проблемы могут быть решены посредством привлечения в команду проектных менеджеров (Legal Project Managers) как в штат, так и в качестве внешних экспертов. Проектные менеджеры помогут распределить работу с учетом уровня квалификации, загрузки, выделяемого бюджета на проект и иных факторов. Юристы же смогут посвятить всё свое время непосредственно юридической работе и будут, таким образом, чувствовать себя «на своем месте». Скорее всего, это также позволит сократить количество рабочих часов.

Лишь 15% респондентов указали, что их работа не является стрессовой. Половина из них работают 40 часов и менее в неделю. Для 62% работа является отчасти стрессовой, а для 23% чрезмерно стрессовой. Таким образом, лишь один юрист из семи не испытывает стресс, а каждый четвёртый юрист подвержен чрезмерному стрессу. 

46% юристов не имеют возможность ежедневно делать на своей работе то, что у них получается лучше всего, то, что им интересно. Это очень тревожный сигнал для работодателей, поскольку столь высокий процент недовольства своей работой и задачами напрямую влияет на производительность труда и уровень стресса сотрудников. Представляется, что необходимо наладить более эффективную обратную связь со своими юристами.

Здесь может помочь внедрение коучинговых подходов в HR, доказавших свою эффективность и стремительно набирающих обороты во всём мире. Важно слушать и слышать своих сотрудников, наладить открытый диалог о ценностях и целях в жизни и работе и предоставить людям возможность раскрывать свой потенциал, делая то, что получается у них лучше всего. Только те компании, которые обратят внимание на глубинные мотивы и побуждения своих сотрудников, и будет всячески поощрять их личностный рост и развитие, смогут успешно конкурировать за таланты в XXI веке. 

Недостаточный уровень коммуникации между руководством компаний и юристами подтверждает и цифра в 65% – именно такой процент юристов не имеет ясности относительно своих карьерных перспектив. При этом 34% отметили, что руководство вообще не общается с ними на эту тему. 

Подобная невнимательность к своим сотрудникам дорого обходится работодателям. Лишь 50% юристов указали, что имеют возможность и желание развиваться внутри свой нынешней компании. Другая половина готова к переменам места работы, смены отрасли права либо профессии в целом. Каждый пятый юрист (22%) готов уйти из юриспруденции и полностью сменить профессию. Это не менее тревожный знак, показывающий, что юристы не всегда способны справиться с вызовами своей профессии самостоятельно и  для дальнейшего планирования карьеры им может потребоваться помощь карьерных консультантов и коучей.

Что касается компенсации труда, 42% юристов в целом считают, что их вознаграждение не вполне соответствует уровню решаемых задач, а 7% считают, что вознаграждение однозначно ему не соответствует. Таким образом, несмотря на расхожее мнение о «денежности» профессии юриста, каждый второй представитель профессии не доволен своим заработком. 

Мы также сравнили уровень удовлетворенности своей работой юрисконсультов (инхаус) и юристов, работающих в юридических фирмах. По результатам опроса в работе юрисконсультов гораздо чаще, чем в консалтинге, встречаются такие проблемы, как неудовлетворительные отношения с руководством и отсутствие коммуникации на тему карьерных перспектив. Кроме того, инхаус юристы чаще указывают на отсутствие work/life balance и отмечают, что работают более 40 часов в неделю. При этом в их работе меньше гибкости: в три раза больше инхаус юристов, чем юристов из юридических фирм отметили, что работают в жестких рамках и не могут планировать свой график. Наконец, инхаус юристы в два раза чаще указывали на то, что их вознаграждение не вполне соответствует выполняемой работе.

Между тем, любопытно отметить, что у юристов, работающих в статусе юрисконсультов, больше возможностей делать на работе то, что им нравится, а также принимать самостоятельные решения. Более того, именно инхаус юристы (более чем в два раза чаще юристов из консалтинга) выразили желание полностью или частично перейти на дистанционный формат работы. 

Наконец, основываясь на ответах респондентов, мы выделили основные стрессогенные факторы для юристов: (1) работа с негативом (46%); (2) уровень загрузки (41%); и (3) отсутствие work/life balance (41%).

Интересно, что на первое место юристы ставят основной атрибут и суть самой профессии юриста, а именно работу с негативом. Действительно, основная задача юриста – решать проблемы клиента. И чем сложнее проблема, тем сложнее задача и выше уровень вовлечённости юристов. Представляется, что юристы должны знать, на что они «подписываются», выбирая свою профессию, и воспринимать работу с негативом как естественную рабочую среду, но в жизни всё оказывается совсем не так. 

Результаты опроса показывают, что юристы в целом не очень хорошо умеют работать с негативом, поскольку каждого второго он повергает в стресс. К сожалению, в ВУЗах психологической подготовке юристов не уделяется внимания, хотя навыки психологической устойчивости могли бы очень сильно помочь юристам полностью раскрыть свой жизненный и профессиональный потенциал. Это очередной знак руководителям компаний и HR отделов, что необходимо обратить особое внимание на составление программы тренингов для юристов по работе с негативными сценариями и повышению стрессоустойчивости. Сейчас даже в крупных юридических фирмах подобные программы, как правило, отсутствуют. 

Стоит также отметить, что четверть респондентов (при этом 2/3 из них – инхаус юристы) наряду с вариантом «работа с негативом» отметили «отношения с начальством / коллегами» в качестве стрессового фактора, что более чем в два раза превысило «отношения с клиентами» в качестве такового. Таким образом, возникает вопрос о соотношении негатива, связанного с профессией юриста, и нездоровой атмосферы на работе. Выбирая профессию, можно быть готовым к первому, но едва ли возможно подготовиться ко второму. Обстановка в коллективе во многом зависит от руководителей, задающих общий тон в компании и, как мы видим, из исследования, плохие отношения с коллегами способны существенно повысить уровень стресса и снизить работоспособность. 

Что ещё может сделать работодатель, чтобы снизить уровень стресса юристов? 70% юристов отметили, что в их жизни больше работы, чем свободного времени. При этом 77% юристов хотели бы иметь возможность работать дистанционно. Представляется, что установление гибкого графика и организация удалённой работы как раз находится в компетенции работодателя. Более того, все прогрессивные мировые компании сейчас идут по этому пути. При этом внедрение альтернативных подходов к организации труда не обязано быть радикальным: можно предоставить возможность работать удаленно лишь несколько часов в день или несколько дней в неделю, или дать право сотруднику самостоятельно выбирать и планировать свой график.

Подводя итоги, отметим, что проблемы в юридической профессии, действительно, существуют и требуют скорейшего решения. В связи с ускорившимся ритмом жизни и многократно увеличившимся информационным потоком, традиционные проблемы профессии лишь усилились, а эффект усталости и «выгорания» юристов стал наблюдаться всё чаще. Тем не менее, хорошая новость заключается в том, что уже сейчас существует множество доступных решений и инструментов (технических, HR, тренинговых), которые могут быть использованы для улучшения качества жизни юристов, а значит и их профессионального вклада в общее дело.

Юрий Зачек, Дмитрий Бедрин, Екатерина Грибкова

*******************************

Бриф LegalInsight: http://legalinsight.ru/uroven-udovletvorennosti-yuristov-rabotoy-nije-chem-u-srednestatisticheskogo-zanyatogo-rossiyanina/