Н е п р и в я з а н н о с т ь

Посмотрели с Таей «Землю кочевников» (Nomadland, 2020) режиссёра Хлои Чжао. Фильм взял главный приз Венецианского кинофестиваля и несколько Оскаров, включая награды за лучший фильм и за лучшую женскую роль (аплодирую стоя Фрэнсис МакДорманд, хотя раньше не считал её выдающейся актрисой).

«Земля кочевников» – это один из тех фильмов, которые цепляют сразу. А потом навсегда остаются с вами. Это фильм-притча о том, что же такое жизнь и что в ней по-настоящему важно.

При полном отсутствии сюжета и профессиональных актёров (кроме МакДорманд) фильм удивительным образом держит в напряжении. Постоянно ждёшь каких-то важных событий, а потом вдруг понимаешь, что фильм прошёл и вся ценность его была именно в этом напряжённом процессе, в пути. Как и в нашей жизни: не стоит жить в её ожидании, ведь важна по сути не цель, а сам путь. И чем скорее ты поймёшь это, тем лучше.

Если попытаться определить, про что же картина, то для меня она про свободу, про н е п р и в я з а н н о с т ь.  Про то, чтобы отпустить.

Опустить своё прошлое. Людей, вещи, эмоции, мысли, привычки. Освободиться от всей шелухи и всего наносного.

Чтобы снова начать наблюдать, созерцать, жить…

Пить, впитывать, смаковать эту жизнь по капле: цвета – глазами, звуки – ушами, запахи – носом, вкус – языком, ощущения – подушечками пальцев и всей кожей.

Очень много важных фраз и кадров в фильме (например, «Мой муж умер от рака за два месяца до пенсии, на которую копил, вкалывая всю жизнь на нелюбимой работе. После его смерти я ушла со своей работы и отправилась странствовать»). Однако один из моментов в фильме меня особенно сильно тригернул.

В начале фильма показано, что главная героиня каждый месяц платит за склад, где хранятся вещи из её дома, который она продала. В конце фильма она просит хозяина склада отвезти все вещи на помойку…

Так и у нас в Петербурге сейчас есть квартира, полная коробок с хламом, накопленным мною и Таей за 38 лет. Последние 3 года мы с семьёй живём на Кипре без этого хлама и, честно говоря, даже не помним, что же там хранится в этих коробках, загромождающих квартиру…

Когда этой зимой я был в России и разбирал некоторые из коробок, у меня возникло ощущение, что я копаюсь в прошлой жизни каких-то совершенно чужих мне людей. Как будто эти коробки достались мне по наследству от умерших незнакомцев и я с интересом, удивлением, а подчас и откровенным недоумением разглядываю их личные вещи.

Совершенно другая жизнь каких-то непонятных людей, чуждых, не близких мне по духу, странных. Людей, которые явно очень любили покупать, коллекционировать и копить вещи…

Отпустить…

Разжать руки…

Освободиться от лишнего, чтобы вновь начать наблюдать, созерцать, чувствовать…

Смаковать эту жизнь по капле.

«-Ты уверена, что тебе из этих вещей ничего не нужно?
– Да, уверена. Я ни по чему не буду больше скучать». (с)